О проекте Доска объявлений Трансп. компании Исследования Документы Сборные грузы Новости Статьи Автотовары
Экономия на закупках
маркетинговые иследования

Расчет расстояния

Расширенный расчет


Расчет

Rambler's Top100

Автотовары

790 руб.
690 руб.
1490 руб.
28.03.2016

Приморье проложит новый путь для Китая

Минвостокразвития завершило разработку финансово-экономической модели формирования международных транспортных коридоров (МТК) "Приморье-1" и "Приморье-2".

Тема развития международных транспортных коридоров в Приморье не нова - еще с 1990-х годов возникали различные инициативы по транзиту грузов из северо-восточных провинций Китая через порты Находка, Владивосток, Посьет. Вместе с тем, несмотря на очевидный географический потенциал, до сих пор грузоперевозки по этим маршрутам так и не приобрели значимый характер.

Чтобы коридоры заработали на полную мощность, их необходимо сделать удобными и выгодными для грузовладельцев и транспортных операторов. На сегодняшний день они такими не являются и проигрывают конкуренцию альтернативным маршрутам и по срокам, и по цене. Пример из текущей практики: контейнер, отправленный из города Муданьцзян в Шанхай через китайский порт Далянь, проходит этот путь всего за 85 часов, стоимость транспортировки составляет 1185 долларов США. Транспортное плечо до порта Владивосток короче в три раза, чем до Даляня. Вместе с тем срок доставки растягивается минимум до 220 часов, а стоимость транспортировки вырастает на 5-15 процентов. При этом основная задержка по времени происходит на таможне - здесь груз по практике находится не менее 100 часов.

Для любых современных перевозок важна предсказуемость и точность. В условиях сегодняшнего дня риски, связанные с неприбытием груза в срок, это критический для грузооператоров фактор в выборе маршрута.

При этом напомню, что валовой региональный продукт (ВРП) только двух северо-восточных провинций Китая Хэйлунцзян и Цзилинь сегодня приближается к отметке триллион долларов США. Обслуживание грузового потока триллионной экономики - это хорошая перспектива для развития юга Дальнего Востока, наших портов. Потенциал очень существенный и, что главное, совершенно очевидно конвертируемый в результат. На основе актуальных расчетов можно утверждать, что при выполнении ряда конкретных и рациональных условий можно добиться переключения на российские порты до 45 миллионов тонн грузов. То есть по отношению к грузообороту ключевых портов Приморского края в 2015 году прирост за счет транзитных грузов может составить до 1,5 раза. В таком случае международные транспортные коридоры (МТК) в Приморье станут не только практическим примером сопряжения экономического пояса Шелкового пути и нашего приоритета развития Дальнего Востока, но и значительным вкладом в развитие экономик Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая.

Условия успешного развития транспортных коридоров

Условия успешного развития транспортных коридоров заключаются в изменении совершенно конкретных параметров. Необходимо добиться прохождения транзитных грузов через границу за срок не более 5 часов, сократить срок перевалки в портах с нынешних 25 часов до 10 часов, снизить на 50 процентов тарифы на автомобильные и железнодорожные перевозки транзитных грузов. В этих условиях сроки транспортировки грузов практически сравняются, а цена будет на 10-15 процентов более привлекательной.

Уже готова финансово-экономическая модель транспортных коридоров, ее по заказу Минвостокразвития России подготовила компания МакКинзи. Привлечение крупного международного консультанта целесообразно: к разработке привлечен китайский офис компании, коллеги активно проработали модель не только с российским, но и с китайским бизнесом. Результатам доверяют потенциальные международные участники развития международных транспортных коридоров.

На основе финансовой модели сделаны визуальные карты притяжения различных видов грузов к портам Приморья. Это интересный и наглядный инструмент - корректируя целевые параметры по тарифам на грузоперевозки, по административным условиям прохождения грузов, мы получаем совершенно конкретные "адреса" китайских производителей, для которых новое транспортное плечо выгодно. Например, в зону "тяготения" порта Находка попадают такие города, как Муданьцзян и Цзямусы. В зону "тяготения" порта Зарубино попадают многомиллионные столицы провинций Харбин и Чанчунь.

45 миллионов тонн грузов, которые могут быть переключены на порты Приморского края, - это примерно одна шестая часть грузооборота северо-восточных провинций КНР с центральными и южными регионами. По структуре грузопотока из 45 миллионов тонн 22 миллиона тонн составляют контейнерные грузы и 23 миллиона тонн - продукция сельского хозяйства: зерно, кукуруза и соя.

Взаимовыгодное сотрудничество

Развитие международных транспортных коридоров в Приморском крае выгодно и России, и Китаю. Для РФ потенциальный прирост ВВП составляет 29 миллиардов рублей, налогов и сборов - 5,7 миллиарда рублей ежегодно

Ключевую, во многом решающую роль в развитии транзитных коридоров в Приморье играет режим Свободного порта Владивосток. В соответствии с законом о Свободном порте с 1 октября 2016 года вводятся новые условия - круглосуточный режим работы пунктов пропуска, "одно окно" при прохождении контроля на границе, предварительное электронное декларирование товаров и "зеленый коридор" для участников внешнеэкономической деятельности, режим свободной таможенной зоны для резидентов. Все эти практики ориентированы на снятие административных барьеров при движении грузов, в том числе из КНР в порты Приморья.

Дополнительно к нормам Свободного порта Владивосток в рамках развития международных транспортных коридоров рассматривается строительство железнодорожной ветки Хуньчунь - Зарубино в китайской колее, а также разрешение для китайских транспортных средств на транзитный проезд от границы до портов и обратно. Важно, что при введении новых административных практик транспортные коридоры заработают без значительных дополнительных инвестиций. Так, инфраструктура коридора "Приморье-1" с выходом на порты Находка или Владивосток уже сегодня готова обеспечивать транзит до 7 миллионов тонн грузов - для этого необходимо расширить пункт пограничного пропуска, модернизировать станцию Гродеково и реконструировать региональную автодорогу Госграница - Уссурийск. Данные мероприятия требуют инвестиций в пределах 10 миллиардов рублей и могут быть реализованы начиная с этого года.

Дальнейшее развитие МТК связано с целевыми инвестициями в коридор "Приморье-2" - здесь для обеспечения пропуска грузов необходимо построить железнодорожную ветку, автодорогу, портовую инфраструктуру. Суммарный объем инфраструктурных инвестиций - порядка 170 миллиардов рублей, но и грузовой поток по этому направлению составляет до 38 миллионов тонн зерна и контейнеров. Срок запуска коридора - 2020 год. Результаты анализа и оценки международными экспертами транспортных потоков северо-восточных провинций КНР показывают, что развитие международных транспортных коридоров в Приморском крае выгодно и России, и Китаю. Для Российской Федерации потенциальный прирост ВВП составляет 29 миллиардов рублей, налогов и сборов - 5,7 миллиарда рублей ежегодно. Будет создано не менее 3 тысяч новых рабочих мест на время строительства и 4 тысячи новых рабочих мест на создаваемых объектах инфраструктуры.

Что касается китайской стороны, эффект от экономии на транспортных издержках для грузовладельцев северо-восточных провинций оценивается на начальном этапе в объеме до миллиарда долларов ежегодно. Этот фактор повышает конкурентоспособность экономики провинций Хэйлунцзян и Цзилинь, снижает разрывы в доходах с другими провинциями.

Не менее интересным развитие международных транспортных коридоров видится и для инфраструктурных инвесторов. В соответствии с разработанной моделью вся инфраструктура коридоров - автодороги, участки железных дорог, перевалочные пункты и портовые терминалы - представляет инвестиционный интерес. Расчеты показывают, минимальная рентабельность на вложенный капитал - 10 процентов годовых. Очевидно, это позволяет построить инфраструктуру за частные средства, минимизируя бюджетное финансирование.

Справка 

В декабре 2015 года в Пекине был подписан Меморандум о взаимопонимании по укреплению российско-китайского регионального, производственного и инвестиционного сотрудничества на Дальнем Востоке между Минвостокразвития России и Государственным комитетом по развитию и реформе КНР. Подписи под документом поставили министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка и руководитель Государственного комитета по развитию и реформе КНР Сюй Шаоши. В рамках меморандума достигнута договоренность о координации усилий по развитию международных транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2" и о создании совместной межправительственной рабочей группы.

 

Источник: http://rg.ru/